- 9
- СТАНОВЛЕНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ТЕКСТИЛЬНОГО ОРНАМЕНТА
- Бесчастнов Н. П., Рыбаулина И. В., Дергилёва Е. Н. Становление и пути совершенствования непрерывного текстильного орнамента // Технологии и качество. 2023. № 4(62). С. 57–62. https: doi 10.34216/2587-6147-2023-4-62-57-62.
- DOI: 10.34216/2587-6147-2023-4-62-57-62
- УДК: 74.01/.09
- EDN: WNNIBU
- Дата приема статьи в публикацию: 22.11.2023
- Аннотация: В статье рассматриваются основные свойства и особенности непрерывного текстильного орнамента, сформировавшиеся в процессе его изменений в течение смены исторических периодов. На основе конкретных примеров излагаются методы его получения, очерчиваются принципы его пластической организации. Особое внимание уделяется поискам образности в непрерывном орнаменте, основанном на пластических связях композиционного построения. Подробно анализируется растительный орнамент модерна, в котором непрерывный орнамент внешне проявляется в виде бесконечного сплетения листьев, побегов и цветов на поверхности ткани, создающего образы цветущего луга, непроходимых болот или джунглей. Современный непрерывный орнамент рассматривается в контексте стилевых изменений постомодернизма и возможностей компьютерных технологий. Определяются возможности совершенствования непрерывного орнамента путем использования новых видов искусственных и синтетических тканей с эффектами, возникающими за счет особенностей ткацких технологий.
- Ключевые слова: орнамент непрерывный, мотив, композиция, пластика, раппорт, технологии, цветы, стиль, постмодерн
- Список литературы: 1. Руденко С. И. Древнейшие в мире ковры и ткани. М. : Искусство, 1968. 136 с. 2. Соболев Н. Н. Очерки по истории украшения тканей. М.-Л. : ACADEMIA, 1934. 436 с. 3. Ткани Москвы / сост. К. Л. Гусева, А. Н. Селиванова ; Музей Москвы. М. : Кучково поле, 2019. 240 с. 4. Бирюкова Н. Французские шпалеры конца XV – начала XX века в собрании Эрмитажа. Л. : Аврора, 1974. 98 с. 5. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М. : Наука, 1994. 608 с. 6. Бесчастнов Н. П. Художественный язык орнамента. М. : ВЛАДОС, 2010. 335 с. 7. Джекинс Ч. Язык архитектуры постмодернизма : пер. с англ. М. : Стройиздат, 1985. 136 с. 8. Волков В. Н. Постмодерн и его основные характеристики // Культурное наследие России. 2014. № 5(2). С. 3–8. 9. Ильин И. П. Постконструктивизм, деконструктивизм, постмодернизм. М. : Интрада, 1996. 256 с. 10. Бесчастнов Н. П., Ковалева О. В., Дергилёва Е. Н. Художественные процессы в проектировании костюма, текстильных изделий и орнамента в искусстве постмодернизма // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С. Г. Строганова. 2019. № 2, ч. 1. С. 317–329. 11. Бесчастнов Н. П., Рыбаулина И. В., Дергилёва Е. Н. Фактура, текстура и техноорнамент в современном дизайне: функция и художественный смысл // Технологии и качество. 2021. № 1(51). С. 40–45. 12. Бесчастнов Н. П., Рыбаулина И. В., Дергилёва Е. Н. Дискретный текстильный орнамент: генезис, особенности построения и современные образные возможности // Технологии и качество. 2022. № 4(58). С. 52–57.