- 11
- ОРИГИНАЛЬНОСТЬ ОБЪЕКТОВ ДИЗАЙНА, ПОЛУЧЕННЫХ ПРИ ПОМОЩИ НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ
- Мамедова И. Ю., Чурин А. С., Оранская И. А. Оригинальность объектов дизайна, полученных при помощи нейронных сетей // Технологии и качество. 2023. № 2(60). С. 62–69. https://doi.org/10.34216/2587-6147-2023-2-60-62-69.
- DOI: https://doi.org/10.34216/2587-6147-2023-2-60-62-69
- УДК: 7.061
- EDN: CPAJKR
- Дата приема статьи в публикацию: 10.05.2023
- Аннотация: В данной статье подробно исследуется актуальный вопрос оригинальности объектов дизайна, созданных при помощи нейронных сетей, и обозначено, что степень оригинальности результата зависит от различных факторов, таких как сложность запроса, степень трансформации исходного визуального образа и использование различных нейросетевых моделей. В статье акцентируется внимание на важности понимания художественной оригинальности и плагиата в области дизайна, что помогает определить границы между уникальным и заимствованным творчеством. В результате тщательного анализа полученных результатов был сделан вывод о существенной зависимости между формулировкой запроса и оригинальностью получаемого изображения. Таким образом, для достижения наиболее уникальных и творческих результатов необходимо внимательно подходить к формулированию исходных запросов и выбору параметров нейронных сетей.
- Ключевые слова: дизайн, генеративный дизайн, плагиат, оригинальность, нейронные сети, эстетика, искусство, искусственный интеллект
- Список литературы: 1. Канягин В. Н. Промышленный дизайн Российской Федерации: возможность преодоления «дизайн-барьера». СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2012. 69 с. 2. Нейронная сеть // Большая Российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. М. : Большая Российская энциклопедия, 2004–2017. URL: https://old.bigenc.ru/technology_and_technique/ text/v/2256451 (дата обращения: 01.03.2023). 3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 № 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 01.03.2023). 4. Бобкова О. В., Давыдов С. А., Ковалева И. А. Плагиат как гражданское правонарушение // Патенты и лицензии. 2016. № 7. С. 31–37. 5. Фролова Н. Ю., Богданович А. П. Проблема плагиата в дизайне // Актуальные проблемы гуманитарного образования : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 17–18 октября 2019 года) / редколлегия: С. А. Важник [и др.]. Минск : Информационно-вычислительный центр Мини- стерства финансов Республики Беларусь, 2019. С. 484–489. 6. Ван Гог Винсент. Автопортрет. 1887 // Чикаго: Институт искусств Чикаго. 7. Екатерина Рождественская. Винсент Ван Гог. Автопортрет [Фоторепродукция картины] // Фото- проект «Частная коллекция». 8. Ван Гог Винсент. Звездная ночь. 1889 // Музей современного искусства, Нью-Йорк (The Museum of Modern Art, New York). 9. Бычков В. В., Маньковская Н. Б. Художественность как метафизическое основание эстетического опыта и критерий определения подлинности искусства // Вестник славянских культур. 2017. Т. 43. С. 220–241. 10. Мамедова И. Ю., Дрюкова А. Э., Мильчакова Н. Е. Концепция юзабилити с позиции универсального дизайна // Russian Technological Journal. 2022. № 10(3). С. 111–120. 11. Галанин С. И., Колупаев К. Н. Титан в ювелирных украшениях и бижутерии // Технологии и качество. 2022. № 1(55). С. 59–64. 12. Бесчастнов Н. П., Рыбаулина И. В., Дергилёва Е. Н. Фактура, текстура и техноорнамент в современном дизайне: функция и художественный смысл // Технологии и качество. 2021. № 1(51). С. 40–45.