8
Румянцева Ольга Валентиновна
Костромской государственный университет
Репина Надежда Эдуардовна
Костромской государственный университет
Борисова Елена Николаевна
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица
ИЛЛЮЗИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ: К ПРОБЛЕМЕ ВОВЛЕЧЕНИЯ ЗРИТЕЛЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО
Румянцева О. В., Репина Н. Э., Борисова Е. Н. Иллюзия и реальность: к проблеме вовлечения зрителя в художественное пространство // Технологии и качество. 2022. № 4(58). С. 46–51. https://doi.org/10.34216/2587-6147-2022-4-58-46-51.
DOI: https://doi.org/10.34216/2587-6147-2022-4-58-46-51
УДК: 7.75.03
EDN: MNNYIV
Дата приема статьи в публикацию: 23.11.2022
Аннотация: В статье показана эволюция «выхода» иллюзорного мира с плоскости стены или картины в реальное пространство. Одна из важнейших проблем изобразительного искусства – создание нового мира на плоскости картины или стены. С точки зрения классического искусства живо-писный мир должен максимально правдоподобно отождествляться с настоящим. Для этого традиционно используются прямая и световоздушная перспективы. Помимо этого, иллюзорное пространство наполнено определенными символами и знаками, создающими эффект узнавания и принятия зрителем изображенного мира. Физически человек никогда не сможет преодолеть плоскость картины. Однако модернизм и постмодернизм снабдили искусство новыми художественными приемами и выразительными средствами. В силу того что любой предмет может считаться художественным объектом, а человек – творцом, иллюзорное пространство расширяется не только в переносном, но и прямом смысле. Помимо традиционных, современное искусство использует новые психологические приемы и цифровые технологии, за счет чего грань между изображенным и реальным мирами окончательно стирается. Авторы анализируют, как мир изобразительного искусства начинает претендовать на роль настоящего, а человек вместо зрителя становится участником.
Ключевые слова: пространство, реальность, перспектива, иллюзия, предмет, зритель, искусство, взаимодействие
Список литературы: 1. Панофский Э. Перспектива как «символическая форма». Готическая архитектура и схоластика / пер. с нем. И. В. Хмелевских, Е. Ю. Козиной ; пер. с англ. Л. Н. Житковой. СПб. : Азбука-классика, 2004. 336 с. 2. Павлов В. И. Формирование «художественного пространства» в европейской живописи XV–XVIII вв. : дис. … канд. искусствоведения. СПб., 2001. 176 с. 3. Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней / пер. с англ. Е. А. Кантор. М. : Искусство, 1990. 247 с. 4. Жизнь на пике – Воссоздание картин Караваджо на сцене // Живой Журнал : блог-платформа. URL: https://lovers-of-art.livejournal. com/222897.html (дата обращения: 18.02.2021). 5. Гровье К. Искусство с 1989 года / пер. с англ. О. Гаврикова. М. : Ад Маргинем Пресс, 2019. 216 с.
Информация об авторе: Ольга Валентиновна Румянцева, Костромской государственный университет, г. Кострома, Россия, olga_rumyanceva@icloud.com, https://orcid.org/0000-0002-4209-5816
Информация о соавторе: Надежда Эдуардовна Репина, Костромской государственный университет, г. Кострома, Россия, repina.65@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-0134-8397
Информация о соавторе: Елена Николаевна Борисова, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица, г. Санкт-Петербург, Россия, borisoffa@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5898-4474,